Сложнее ответить на вопрос «кто не знает что такое витраж?»
Не секрет, что для многих путешествие — самый лучший способ отдыха. Мы стремимся в разные точки мира, чтобы раздвинуть границы собственной свободы, хотим больше знать, многое увидеть и слово «витраж» не раз приходилось слышать не только в странствиях по Европе, но и в поездках по Российским городам.
Витраж — это, прежде всего, картина!
Картина, составленная из цветных кусочков стекла в единый блок с помощью металла и отличается от всех видов изобразительного искусства тем, что работает только при прохождении света сквозь стекло. Поэтому витражные полотна меняют цвет от перемены освещения, то вспыхивают от солнечных лучей, то приобретают магическое мерцание на закате.
При слове витраж представляются готические окна средневековых храмов, однако витраж появился не в эпоху средневековья, а гораздо раньше. В Древнем Риме, например, цветным стеклом украшали потолки и своды дворцов. В 6 в. н.э. их использовали в оконных проемах романских сооружений.
Первые витражи были малого размера, поскольку вместо стекла использовали небольшие куски слюды. Мелкие детали нужно было скрепить между собой, что повлияло на внешний вид изделий и, в свою очередь, послужило развитию витражного искусства.
В России собственное оконное производство появилось лишь в 17в. До этого стекло привозили из-за границы, особенно ценным товаром было цветное стекло, а вот первые витражи появились в начале 19в., когда русское общество увлекалось романами Вальтера Скотта и готической архитектурой. В это время появляются постройки в духе английской готики с, присущими этому стилю, витражами.
Моду на витражи ввел Николай 1, но позволить себе изящные изображения могли только очень состоятельные люди. Витражное искусство не было традиционным для России и отечественное производство не могло производить необходимые материалы, но подражая западному чуду, расписывали стекла недолговечными красками. Первые опыты по росписи стекла делались в Петербурге на Императорском стекольном заводе.
Сначала витражи выглядели, как геометрический набор цветных стекол, позднее появился орнаментальный рисунок, а когда делопроизводство витражей достигло высоких результатов, то в композиции вошли сложные рисунки животных и людей. Изображения людей часто имели портретные черты владельцев дома. Так зародился светский витраж.
Витражные мастерские в России появились в конце 19в., но просуществовали недолго, только до 1917г. В эпоху советской власти витражи, созданные в дореволюционный период, сознательно уничтожались. Особенно не повезло витражам в Храмах, поэтому у многих искусствоведов и историков сложилось мнение, что витражи не были характерны для Русской Православной Культуры, но время показало, что это не так и некоторые, к счастью, сохранились до наших дней, а многие восстанавливаются по сохранившимся эскизам и фотографиям.
Со временем витраж перестает быть только элементом архитектуры, а с появлением искусственного света, становится самостоятельным видом декоративного искусства, где особое место занимает Советский витраж.
Продолжение следует…