На сегодняшний день существует несколько основных видов витража и множество разновидностей. К видам относятся традиционные наборные витражи, при изготовлении которых необходимо соединить большое количество цветного стекла с помощью металла. Отличие заключается в принципе сборки, что, в итоге, влияет на образ картины.
К разновидностям относятся современные технологии изготовления витражей, например фьюзинг, пленочные или заливные витражи, с применением 3-D или фотопечати и т.д.
Расскажем о некоторых из них.
Самый древний из существующих видов и послуживший основой для всех последующих техник.
Это первый способ соединения плоского стекла с помощью свинцовой шинки. Стыки металла спаиваются жидким припоем, а зазоры между стеклом и металлом заполняются мастикой. Стекло делится на крупные и простые части, на которые наносится рисунок красками с обязательным обжигом. Работа сложная и трудоемкая, требует от художника высокого таланта и мастерства, но результатом становится уникальное произведение искусства. В этой технике выполнены все средневековые витражи в храмах и костелах.
На сегодняшний день это самый популярный способ изготовления витражей, позволяющий осуществить самые необычные и смелые замыслы художника. Стекла соединяются между собой с помощью медной фольги и расплавленного олова, что позволяет изготовить тонкий и изящный рисунок. Поистине, это великое изобретение американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани, совершило настоящую революцию в сфере изготовления витража.
Из самого названия понятно, что в технологии изготовления применяется латунный профиль, хотя он может быть и из меди, и из нейзильбера. Жесткость металла ограничивает возможность пластики рисунка, поэтому для таких витражей характерны строгие прямолинейные формы. Чаще всего в таких витражах используют красивое рифленое или фацетное стекла. Витражное панно получается лаконичным, аккуратным и с характерным шиком, подходит, как правило, для мебельных фасадов, дверей и межкомнатных перегородок.
Фьюзинг считается довольно новой технологией изготовления витража.
Затруднительно сказать точно, откуда пришла эта технология, но можно предположить, что предшествовала ей многовековая технология горячей эмали. «Фьюзинг» от английского «fuse», что в переводе означает — плавить, спекать. Суть технологии состоит в том, чтобы соединить разные фрагменты цветного стекла в единый пласт без использования металлического профиля. Это возможно только при высокой температуре плавления. Стеклянные композиции получаются яркими и оригинальными, единственный минус — существуют ограничения по размеру, но область применения, кроме витража, очень широкая, от сувенирной продукции до настенных картин.
Остальные разновидности витражей можно отнести к бюджетным вариантом. В них есть своя прелесть, много плюсов и широкая сфера применения.
Остается сказать, что какой бы витраж вы не выбрали, главное чтобы он вам нравился.
Во все времена, для творческого человека было важно придумать свой особенный прием, разработать именно свой художественный почерк. Мир дизайна стремительно развивается, ищутся новые образы, а вместе с ними и новые технологии.
Благодаря универсальным характеристикам стекла, были достигнуты уникальные способы его обработки, что, в свою очередь, позволило художникам расширить горизонты творческих возможностей, и смело применять их в своих работах.
Моллирование — от латинского «mollio»- делаю мягким, плавлю. Это сложный процесс, при котором разогретая до пластического состояния стеклянная масса деформируется под воздействием собственного веса и принимает конфигурацию опорной формы. Форма для изгибания создается индивидуально, в зависимости от рисунка и замысла художника.
Многие работы студии выполнены по технологии глубокого моллирования. Первоначальной основой изделий служат рельефы и скульптуры, сделанные собственноручно художниками нашей студии.
По периметру стекла, под заданным углом снимается кромка — фаска, а следующим этапом она шлифуется и тщательно полируется. В итоге стекло приобретает изящную огранку и красивый блеск. Технология такой обработки шагнула далеко вперед, теперь фацетный край можно сделать не только прямолинейным, но и любой фигурной формы.
Этот способ в простом варианте применяется в разных отраслях промышленности для придания изделию матовой поверхности. Достигается такой эффект распылением мелкого абразивного порошка или песка сильным потоком воздуха. Твердые частицы при соприкосновении с поверхностью выбивают микроскопический слой.
Кстати, такой способ стал известен уже в начале 19 века. Запатентовал его американец Бенджамин Чу Тилгман в 1870 году. По легенде, идея пришла в голову изобретателю во время бури в пустыне, когда он увидел, как песок под действием ветра оставляет следы на стекле.
Для создания сложного художественного изображения требуются незаурядные способности мастера, который с помощью большого количества трафаретов слой за слоем выбивает рисунок из толщины стекла. Таким способом достигается значительная глубина рельефа, и рисунок приобретает эффект трехмерности. Благодаря разной степени прозрачности слоев картины поражают своим изяществом и воздушностью.
Методы химического воздействия на стекло достаточно разнообразны, с ними прекрасно справляются промышленные производства, цель этого способа достичь все той же матовой поверхности с помощью травильных паст и растворов на основе кислот.
А в художественной сфере по этой технологии созданы шедевры мирового искусства и крупнейшим представителем является выдающийся французский художник конца 19 века Эмиль Галле, чьи вазы поражают воображение на протяжении полутора веков. Глубокое травление многослойного стекла, дополненное тончайшей резьбой и гравировкой, производят фантастический трехмерный эффект.
Живописность стекла достигалось умением мастера наносить слои разноцветного стекла разной толщины и варьировать время травления, что позволяло достичь тончайших цветовых переходов.
Продолжение следует…